Госкорпорации снизили свои траты на ИТ-закупки: за 2023 год потрачено на 20% меньше, чем за 2022. Будет ли тенденция к экономии нарастать?
Мнения экспертов насчет этого тренда пока расходятся: одни находят ему объяснение в скрытых контрактах, другие полагают, что основные объемы оборудования уже приобретены и дальше закупочные аппетиты будут лишь снижаться.
Основных законов, регулирующих госзакупки, два. Федеральный закон №44 регулирует государственные закупки компаний, принадлежащих полностью государству, в то время как Федеральный закон №223 - закупки организаций с государственным участием, где доля государства составляет минимум 50%. Если верить статистике официальных порталов и аналитических центров, в 2023 году объем государственных закупок в области информационных технологий по ФЗ №223 снизился на 19,3% по сравнению с 2022 годом и составил 152,6 млрд рублей. По ФЗ №44 аналогичное падение составило 7,9% и сумма закупок достигла 276,75 млрд рублей. Понижение достаточно значительное, чтобы привлечь внимание и производителей, и интеграторов.
Коснулась тенденция на убыль и закупок информационных технологий: снижение наблюдается как в программном обеспечении, так и в компьютерах и периферийном оборудовании, на 6,3% и 9,4% соответственно. То есть, государство в 2023 потратило 135,6 млрд рублей на программное обеспечение и 144,1 млрд рублей на компьютеры, что примерно на 22 млрд рублей меньше, чем в 2022 году.
Между тем, хотя упали суммы контрактов, объем самих закупок вырос на 10%. Число государственных закупок программного обеспечения и лицензий по Федеральному закону №44 увеличилось на 6,2% и составило 20,1 тыс. Закупки компьютеров и периферийного оборудования также выросли на 11,9% до 61,7 тыс. тендеров. То есть, закупают больше, но на меньшие суммы, хотя данные не полностью прозрачны. В отчетах учитывалась начальная максимальная цена контрактов, установленная в тендерах, опубликованных на портале госзакупок, однако далеко не все они были завершены, и в некоторых случаях цены могли снизиться.
В целом, эксперты считают, что сокращение сумм открытых закупок госкорпораций, действующих по ФЗ №223, наблюдается уже несколько лет. Одной из причин, по их мнению, является постановление Правительства №301, принятое в марте 2022 года, позволяющее госкорпорациям переводить свои тендеры из публичной плоскости в закрытые секции электронных площадок. Согласно этому документу, основаниями для неразмещения на официальном портале госзакупок являются введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении России, ее граждан и российских юридических лиц и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку.
Некоторые эксперты заявляют, что причины падения объема закупок не связаны с уменьшением их количества или бюджетов, выделенных на это: многие крупные компании России перевели свои закупки в "закрытый" режим. По их мнению, это касается крупнейших банков, телекоммуникационных и транспортных компаний, и проведение закрытых закупок защищает поставщика от "вторичных санкций". Информация о победителях закрытых тендеров не афишируется, и поставщик, выигравший тендер, не рискует попасть под санкции.
Учитывая все факторы, можно спокойно продолжать торговлю с госорганами - пускай слабые тенденции снижения закупочных сумм и остаются стабильными, в долгосрочной перспективе резких снижений объемов закупок не ожидается.