Нововведение будет касаться как онлайн-магазинов, так и физического ритейла
Желание простимулировать ИТ-отрасль не покидает государственных дум, и на этот раз вместо вливания денег в производства и стартапы, в правительстве решили обратить взор не только на то, что производится, но и как оно продается. В связи с этим Минпромторг готовится обязать ритейлеров электроники в обязательном порядке включать отечественную технику в ассортимент своих магазинов.
Это уже не первая ласточка грядущего передела рынка в пользу техники российского производства: ранее в “Единой России” уже разрабатывали законопроект о т.н. “российской полке”, предполагающий обязать маркетплейсы предоставлять в выдаче товаров первые 50 строк исключительно электронике из РФ и Белоруссии. Заниматься отбором “одобренной к усиленной продаже” техники по задумке предстоит Минпромторгу, а кроме того, и решать, в каком объеме будут представлены отдельные отечественные товары.
Производители ИТ-оборудования в целом идею поддерживают: по их мнению, общая для всех система поддержки российской электроники скорее поможет закрытию потребности рынка, чем необходимость пробиваться через конкурентов с азиатского направления. Однако и они согласны, что упомянутым конкурентам отечественные решения пока уступают в техническом исполнении и производительности. Бороться с этим досадным неудобством предлагается поощрительными мерами для маркетплейсов: софинансированием затрат на маркетинг, разнообразными программами кэшбэка и т.д.
Найти русскую технику в магазинах можно было и раньше - в ритейле уже давно заключили сделки с производителями, предлагающими и устоявшиеся отечественные бренды, и “белые коробки”, на которые популярные сети по продаже электроники лепят свои шильдики и берут гарантийные обязательства. Особенно хорошо себя чувствует сегмент крупногабаритный, хотя постепенно и пополняется ассортимент и потребительский - ноутбуки, телефоны, мелкая техника.
Будет ли в таких условиях принудительное внедрение на передовицы оказывать положительный эффект - вопрос двоякий. Фактически же, те, кто планировал закупать российскую технику, и так имеют для этого все возможности (а кое-какие сектора - и обязанности), а более свободный в выборе бизнес и частные лица могут испытывать вполне объяснимую фрустрацию, пролистывая по 30-40 страниц с отечественными решениями в поисках условного Huawei, чтобы успешно совместить с уже имеющейся инфраструктурой.